<< вернуться назад   хотите разместить рекламу на сайте?

Главная / Статьи / Морские воды хранят тайны истории

Морские воды хранят тайны истории

11.12.08
 

Морские воды хранят тайны историиЭгейское море собирает на свои берега множество туристов из разных уголков мира, которых влечет кристально чистая вода и превосходные пляжи. Но воды ласкового Эгейского моря скрывают в своих глубинах и следы истории, как античной, так и новейшей. Две мировые войны не обошли стороной греческие моря, на просторах которых сталкивались интересы крупнейших европейских держав.
В 2007 году группа студентов геологического факультета Патрского университета во главе с профессором кафедры геологии Георгиосом Папафеодору проводила сканирование морского дна восточнее Аттики возле острова Кеа. Совершенно случайно в луч гидролокатора бокового обзора попал крупный подводный объект длиной приблизительно 130 метров, очертаниями похожий на затонувшее судно.
Данной информацией заинтересовался проживающий в Германии Димитрис Галлон, подводный исследователь, этнограф и публицист, который с соратниками только что завершил проект «Milos Dive Project» по обследованию акватории близ острова Милос, где были потоплены три грузовых судна во время Второй мировой войны. Участники милосского проекта и составили костяк новой команды, которую назвали «Kea Dive Expedition».
Но прежде, чем опускаться под воду, дайверы погрузились в морские архивы Греции, Италии, Великобритании, Франции, пытаясь отыскать информацию о неизвестном им доселе кораблекрушении вблизи острова Кеа. Это не был брат-близнец «Титаника» под названием «Британик», который был найден еще в 70-х годах экспедицией Кусто тоже недалеко от Кеа. По всем косвенным признакам, участники проекта пришли к выводу, что это может быть французский пассажирский пароход «Theophile Gautier», направлявшийся из Салоник в Марсель. Судно принадлежало французскому марионеточному правительству Виши, которое рассматривалось союзниками по антигерманской коалиции как враждебное, и поэтому пароход был потоплен английской подводной лодкой «Talisman» 4 октября 1941 года.
Итак, в мае 2008 года была подана заявка в специальную государственную комиссию по подводным исследованиям, которая в августе месяца и выдала разрешение на проведение поисков возле острова Кеа. В экспедиции с 21 по 30 сентября приняли участие также сотрудники лаборатории морской геологии и естественной океанографии кафедры геологии университета города Патры, и представители муниципалитета Кеа.
Но первые погружения выявили на глубине 70 метров совсем не 130-метровый «Theophile Gautier»! Участники экспедиции были поражены и обрадованы неожиданным сюрпризом, на дне Эгейского моря они обнаружили огромный океанский лайнер, который, причем, был еще и вооружен артиллерийскими орудиями. На шестой день погружений исследователи однозначно сообщили, что под ними на дне покоится 183-метровый французский пассажирский лайнер «Бурдигала», который во время Первой мировой войны был переоборудован в военно-транспортный корабль. Его потопила торпедой немецкая субмарина U-73 14 ноября 1916 года за неделю до гибели на минах «Британика» в том же проливе близ острова Кеа. Лайнер направлялся из Салоник в Марсель и должен был зайти в порт Пирей, но не успел обогнуть Аттику.
У лайнера с самого спуска на воду не заладилась судьба. Его постройка была завершена в 1898 году на немецких судоверфях «Norddeutscher Lloyd» в Данциге (ныне польский порт Гданьск). Это был второй пароход из новой серии океанских лайнеров, на которые Германия возлагала большие надежды, чтобы отобрать первенство у Великобритании в трансатлантических перевозках. Первым в 1897 году был спущен на воду лайнер «Кайзер Вильгельм Великий», который оказался быстрее и роскошнее британских лайнеров, у которых он и отобрал приз «Blue Riband» за самое быстрое пересечение Атлантики.
Но вот со вторым лайнером, получившим имя «Кайзер Фридрих», все пошло не так, как планировала судоходная компания «Hamburg Amerika Linie». Он упорно не развивал положенную скорость в 22 узла, и после каждого медленного рейса возвращался на судоверфь на несколько месяцев на доработку. В результате компания-владелец рассорилась с судоверфями, а «Кайзер Фридрих» был поставлен на прикол до 1912 года, пока его не выкупила новообразованная французская морская компания «French Compagnie Sudatlantique».
Новые владельцы после небольшой реконструкции поставили лайнер на линию Бордо – Южная Америка под новым именем «Burdigala». Но вскоре грянула Первая мировая война и океанский лайнер оказался реквизирован французским ВМФ, который задействовал пароход в Средиземном море для перевозки войск. Там в греческих водах лайнер и нашел свое последнее пристанище.
Участники экспедиции остались более, чем удовлетворены ее результатами и планируют вернуться к острову Кеа в мае 2009 года. Более того, по их мнению, такое количество затопленных судов в проливе между материком и Кеа позволяет говорить о возможности создания своеобразного подводного парка для дайверов, который привлечет любителей подводных приключений из многих стран.
greek.ru