<< вернуться назад   хотите разместить рекламу на сайте?

Главная / Статьи / Вода как товар

Вода как товар

24.04.09
 

Вода как товарСочетание роста спроса и снижения предложения привлекло интерес ТНК, желающих продавать воду ради прибыли. Водная индустрия, как нахваливает ее Всемирный Банк, может иметь триллиардные обороты. Вода становится «голубым золотом» 21 века.
Приватизация водоснабжения совпала с подьемом Вашингтноского Консенсуса как господствующей экономической доктрины. Она призывает к либерализации торговли и инвестиций, и передаче социальных программ и распоряжения природными богатствами частному сектору. В этом случае налицо покушение на древние права общины на воду.
Всемирные торговые соглашения стали, возможно, важнейшим орудием в руках водных корпораций и их союзников. Все международные организации, регулирующие торговлю - НАФТА, ГСТТ и ВТО - определяют воду как товар. В результате, вода теперь подчиняется тем же правилам и инструкциям, как нефть и газ. По этим правилам страна не может запретить или ограничить экспорт воды, не рискуя наказанием от ВТО. Странам также запрещено отказываться от импорта воды из любой стран. «Условие пропорциональности» НАФТА означает, что если страна начинает экспортировать природные ресурсы, она не может это прекратить, пока они не иссякнут.
Вдобавок, давление с целью приватизации водоснабжения будет еще больше усилено новыми правилами внешней торговли услугами ВТО - Генеральным Соглашением о Торговле Услугами (ГСТУ). По предложенным правилам, не только на правительства окажут добавочный нажим дерегулировать и приватизировать водоснабжение, но стоит городу позволить иностранной корпорации управлять местным водопроводом, как попытки снова вернуть его в общественную собственность вызовут суровые экономические кары ВТО.
Во главе похода за приватизацию воды - три ТНК из Европы: Вивенди, Суэц и RWE. Все три систематически скупали более мелких соперников и заняли господствующее положение в водном бизнесе на земном шаре. Они начали издалека - с попыток заполучить воду стран третьего мира, где они надеялись предстать спасителями от водного кризиса. Взамен, целый ряд провалов частного бизнеса в разивающихся странах разрушили их планы.
Особо показателен случай с Буэнос-Айресом. Это должна бы быть образцовая приватизация воды в третьем мире. Суэц, через свой филиал Аквас Аргентинас, заполучил водопровод и канализацию аргентинской столицы в 1992 году. Обычный довод в пользу приватизации воды : в отличии от нищего общественного сектора, частный сектор имеет необходимый капитал для обновления и улучшения ветшающего водопровода. Но именно государственные деньги (ВБ, МВФ и более мелкие банки) предоставили 97% из миллиарда долларов на этот приватизвационный эксперимент. Суэц и в самом деле немного расширил объем услуг, но не смог достичь запланированных целей. Тем не менее, компания ухитрилась получить прибыль около 25% в середине 90-х гг. Не так давно Суэц заявил, что собирается уйти из Аргентины, поскольку валютный кризис уменьшил прибыли. Другие примеры провалов - Иоханнесбург, Нью Дели, Манила, и смаый знаменитый - Кочабамба (Боливия - там местные жители подняли настоящий бунт - и победили! -пер.).
Попытки приватизировать воду в развивающихся странах вызвали общественные протесты. Представители международных групп появились на встрече главных управляющих в Киото в марте. Они захватили микрофоны и сообщили о том, какое воздействие приватизация воды оказала по всему миру. Под конец активист из Канкуна в Мексике поднял у микрофона стакан черной как смоль вонючей воды. Он пояснил, что набрал ее дома из водопровода, которым владеет Суэц. Он потребовыал от ведущего передатьстакан на сцену руковдителю Суэц и предложил ему попить водички.
Теперь дело за водопроводом первого мира.
Крупные компании теперь меняют тактику и сосредотачиваются на более надежной Северной Америке и Европе. 85% водопровода в США все еще принадлежит обществу. Это соблазнительная добыча для троицы ТНК. Их цель - через 10 лет захватить 70% водоснабжения в США.
За дело взялись всерьез. Троица скупила ведущие водные компании в США (Вивенди - ЮЭс Фильтр, Суэц - Юнайтид Воте и RWE - Эмерикэн Воте Воркс). Эти компании в основном обслуживают мелкие населенные пункты, но под крылышком ТНК они превратились в двигатели приватизации воды в США.
Когда ТНК прибирают к рукам местный водопровод, это выглядит чем-то малозначительным, но, поскольку они же нацелились на весь мир, мы должны создать союзы и связи, учиться друг у друга и начать готовить контрнаступление.
В нашей организации Полярис мы предлагаем тройную тактику. Сначала - создать сеть предупреждений - чтобы знать, где орудуют ТНК и куда собираются. Как они намерены действовать? И как мы можем их опередить?
Во-вторых, нам нужды группы активистов, привлекающих местных граждан к созданию организаций и проведению действий в защиту водоснабжения от ТНК. Затем эти местные группы должны наладить связи в масштабе страны.
Наконец, мы должны предлагать свои варианты. Недостаточно сказать, что что мы защищаем наши общественные водные системы от приватизацационных захватчиков. У нашего водоснабжения есть недостатки и нам следует найти способы исправить их внутри наших общин, путем участия граждан. Сознательные граждане могут стать часовыми своей воды.
Наши действия на местах должны основываться на трех всеобщих принципах. Первый - экономия воды. Не стоит обманывать себя - воды может быть много в одном месте, но недостаточно в другом. Поэтому экономия воды - главная задача.
Второй - право на воду - основное право человека. Вода необходима для жизни. Люди должны получать воду на равных, и не в завсимости от толщины кошелька.
Третий - водная демократия. Мы не можем оставить заботу о самом драгоценном полезном ископаемом в руках бюрократов - государственных или капиталистических, не важно, каковы их намерения, пусть и наилучшие. Мы, все люди, должны хранить наше уникальное наследство, бороться за него, и потребовать водной демократии.