<< вернуться назад   хотите разместить рекламу на сайте?

Главная / Статьи / Анализ полноты и достоверности информации о загрязнении водных ресурсов

Анализ полноты и достоверности информации о загрязнении водных ресурсов

25.06.08
 
Анализ полноты и достоверности информации о загрязнении водных ресурсовПраво граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды определено статьей 42 Конституции Российской Федерации и статьей 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды».
Для обеспечения реализации этого права Министерство природных ресурсов, Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды ежегодно издают документы (доклады, обзоры, ежегодни¬ки), обобщающие статистические данные, а также данные мониторинга загрязнения окружающей среды. Среди таких документов: государственные доклады «О состоянии и охране окружающей среды Российской Федерации...»; государственные доклады «О состоянии водных ресурсов Российской Федерации...»; ежегодники «Качество поверхностных вод Российской Федерации»; ежегодники «Обзор состояния работ сети наблюдений за загрязнением поверхностных вод суши Российской Федерации (по гидрохимическим показателям)» и др. Таким образом, спектр информационных ресурсов по проблемам загрязнения поверхностных вод в Российской Федерации достаточно широк. Однако применительно к проблемам загрязнения водных ресурсов достоверность информации во многом зависит от ее полноты и глубины обобщения. Так, например, интегральные показатели (индекс загрязнения воды) менее информативны, чем комплекс частных показателей, использовавшихся для их расчета. В то же время информация о загрязнении не может считаться полной и достоверной, если при проведении экологического мониторинга не проводились наблюдения за содержанием в компонентах окружающей среды наиболее опасных (в силу своих физико-химических свойств или в связи с особенностями территориальной структуры загрязнения) загрязняющих веществ (ЗВ).
В государственных докладах «О состоянии и охране окружающей среды Российской Федерации» публикуется наиболее общая информация о загрязнении окружающей среды. В них приводятся статистические данные о валовых выбросах и сбросах ЗВ в атмосферу и в водные объекты. Кроме того, здесь публикуются обобщенные данные из тематических ежегодников, освещающих проблемы загрязнения отдельных компонентов окружающей среды (вода, воздух, почва).
Показатели валовых выбросов и сбросов ЗВ являются первично интегрированными и не позволяют оценить структуру и опасность загрязнения. Помимо валовых выбросов и сбросов необходимо указывать массы наиболее опасных и/ или распространенных ЗВ в общей массе сброса. Данная информация обобщается в статистической отчетности Росстатом 2-ТП (водхоз) Федеральным агентством водных ресурсов (Росводресурсы). Выборочно (по наиболее распространенным веществам) статистические данные о сбросах ЗВ в водные объекты публикуются в государственных докладах «О состоянии водных ресурсов Российской Федерации». В то же время в этом издании не приводятся данные о сбросах таких опасных загрязнителей, как свинец, ртуть, никель, мышьяк, молибден, а также целого ряда других органических и неорганических веществ, что не позволяет выявить специфику загрязнения водных ресурсов в различных регионах.
Информация о загрязнении отдельных компонентов окружающей среды собирается и обобщается различными организациями Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромета). Информация о загрязнении поверхностных вод суши собирается и обобщается Гидрохимическим институтом.
В результате чего недостаточно определенно представлены результаты данные мониторинга загрязнения поверхностных вод суши по гидрохимическим показателям. Значительный объем информации приходится на комплексные интегральные показатели качества воды, в то время как информация о загрязнении отдельными ЗВ и причинах высокого уровня загрязнения фрагментарна. Отсутствуют единые методические подходы к обобщению информации о загрязнении отдельными ЗВ. Наиболее часто для различных водных объектов и бассейнов встречается формулировка такого вида, как, например: «Из 13 определяемых ингредиентов и показателей качества воды бассейна р. Яна 4-7 являются загрязняющими». Далее указываются среднегодовые и максимальные концентрации отдельных ЗВ. При этом обычно не уточняется, какие именно ингредиенты контролируются в данном водном объекте и какие из них относятся к загрязняющим. Указывается только несколько веществ, наиболее интенсивно загрязняющих водный объект. В то же время списки контролируемых показателей сильно различаются для различных территориальных управлений гидрометеослужбы, что не дает возможности проведения корректного сравнительного анализа загрязнения поверхностных вод в различных регионах.
Не во всех случаях указываются причины высокого уровня загрязнения. Так, например, для реки Чусовая указана причина высоких концентраций: фильтрационные воды из шламонакопителя ОАО «Русский хром». В то же время для нижнего течения Волги, хронически загрязненного соединениями ртути, источников поступления этого высоко опасного вещества конкретно не указывается.
При сравнении списков контролируемых на сети наблюдения за качеством поверхностных вод и сбрасываемых со сточными водами (согласно статистичес-кой отчетности формы 2-ТП (водхоз)) ЗВ, становится очевидным несоответствие программ мониторинга актуальной специфике загрязнения в отдельных регионах. Так, например, для Кабардино-Балкарской республики и для республики Хакасия в 2003 г. были характерны значительные сбросы молибдена (что обусловлено добычей и переработкой молибдена в этих регионах), в то же время, данное вещество на сети наблюдений не контролировалось. Аналогичная ситуация складывалась с алюминием в Московской, Кировской, Ленинградской и в ряде других областей. Такая ситуация во многом обусловлена недостаточным финансированием и неудовлетворительным материально-техническим обеспечением сети Росгидромета. Однако эти объективные недостатки можно минимизировать при совместном использовании данных мониторинга и статистики. Следовательно, статистические данные о сбросах ЗВ в водные объекты (в настоящее время статистика ведется по 75 веществам) должны периодически публиковаться наряду с другими официальными изданиями для обеспечения максимальной полноты и достоверности информации о загрязнении водных объектов.
Наиболее показательна ситуация по учету эмиссий ртути. Отчетность по выбросам и сбросам ртути, одного из самых опасных загрязнителей, обязательна только для тех предприятий, где она непосредственно используется в технологических процессах. В то же время ртуть в виде примесей присутствует в сырье для металлургической промышленности, в углеводородном топливе, а также широко применяется в быту и в медицине. Опосредованные эмиссии в результате сжигания углеводородного топлива, использования содержащих ртуть измерительных и осветительных приборов в статистической отчетности не учитываются.
В таблице приведены сводные данные о качественном составе загрязнений отдельными металлами согласно материалам статистической отчетности и результатам мониторинга загрязнения поверхностных вод суши в некоторых регионах. В таблице также проиллюстрирована неопределенность и неоднозначность представления результатов мониторинга загрязнения водных ресурсов в ежегодных изданиях.
В целом можно сделать вывод, что существующая в Российской Федерации система информирования о состоянии окружающей среды в настоящий момент не обеспечивает в должной мере реализацию права граждан на достоверную информацию в этой сфере.